Новости

Зальцбургский фестиваль уходит в историю с Трубадуром и Штраусом

01.09.2014

По своей насыщенности этот фестивальный день неуступает предшествующим: утром концерт амстердамского оркестра Концертгебау воглаве содним изсамых признанных музыкантов современности, латышским дирижером петербургской школы Марисом Янсонсом.

Днем последнее представление оперы Россини Золушка сблестящей Чечилией Бартоли вглавной партии. Вечером итоговый концерт берлинского оркестра.

Разве что драматические спектакли уже закончились, ана центральной Соборной площади Зальцбурга разобрали сцену, накоторой изгода вгод ставят пьесу одного изоснователей фестиваля, поэта идраматурга Гуго фон Гофмансталя Имярек (Jedermann) своего рода талисман этого города.

Но нарядная публика ввечерних туалетах, галстуках-бабочках иавстрийских национальных костюмах все еще будет заметна ввоскресенье наулицах Зальцбурга.

Это крупнейшее собрание вобласти классического музыкального искусства итеатра, ставшее за94 года своего существования одним изглавных культурных институтов Европы имира, поражает своим масштабом: более 200 спектаклей иконцертов заполтора месяца, 270 тысяч слушателей изрителей на16 площадках, сотни первоклассных исполнителей совсего мира, отдельные программы ипризы длямолодых музыкантов, специальные детские спектакли, общий бюджет более чем 60 миллионов евро. Руководство фестиваля сообщило вэтом году, что россияне вышли напятое место среди покупателей билетов после Австрии, соседних Германии иШвейцарии, атакже Франции. А уж российские исполнители давно ипрочно утвердили свое место вего богатой программе.

Это высшая планка. Здесь жив дух Моцарта, Бетховена, дух (дирижера Герберта фон) Караяна, дух (дирижера) Карлоса Клайбера. Здесь сохраняется потрясающая традиция, издесь особая публика, сказал РИА Новости прославленный российский дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев после своего концерта соркестром Моцартеум, когда отгремели аплодисменты икрики Браво схарактерным дляЗальцбурга топотом ног взнак особой благодарности затрепетное имощное исполнение Третьей симфонии Бетховена.

Главным событием фестиваля этого года Федосеев назвал постановку оперы Верди Трубадур. В этой оценке он неодинок. Спектакль латвийского режиссера Алвиса Херманиса созвездным составом, включавшим Анну Нетребко иПласидо Доминго, собрал восновном хвалебные отзывы критики иимел грандиозный успех упублики. Российские зрители вместе стелезрителями измногих других стран мира могли увидеть трансляцию этого спектакля 15 августа вэфире канала Культура.

Владимир Федосеев иоркестр Моцартеума наЗальцбургском фестивале

Режиссер (он же сценограф) поместил запутанное средневековое действие этой популярной оперы Верди вмузей изобразительных искусств, где экскурсоводы исмотрители поют презентационные арии, рассказывающие страшную историю гибели младенца иразделенных ненавистью братьев, какбы повествуя осюжетах картин, азатем сами перевоплощаются (и переодеваются) вих героев. Итог невполне удовлетворил нисторонников традиционных, нилюбителей современных постановок, нополучился спектакль опреображающей силе искусства. Он буквально завораживает зрителя сменой насцене картин классиков Возрождения (этот эффект несравненно сильнее втеатре, чем втелевизионной версии), которые дополняют захватывающую музыку Верди втемпераментной интерпретации итальянского дирижера Даниэля Гатти иникак немешают ее слушать. А каждый зритель охотно может представить себя вроли посетителя музея, которые перемешиваются насцене станцующими цыганами ипоющими аристократами.

Для Нетребко этот спектакль стал новой вехой вее трансформации последних лет излирико-колоратурного влирико-драматическое сопрано. Она органично чувствует себя вовсем диапазоне партии Леоноры ииграет двойную роль скромной музейной служительницы ивлюбленной герцогини сявным удовольствием. Нет такой похвалы, которая была бы достаточна дляАнны Нетребко впартии Леоноры. Невозможно представить себе, что нетак давно эта артистка пела партии Норины иАдины. Сегодня это сказочный вердиевский голос! написала всвоей рецензии наспектакль главный редактор ведущего венского оперного журнала Neuer Merker Зиглинде Пфабиган.

Для 73-летнего же Доминго некогда выдающегося тенора-Манрико выступление вбаритоновой партии графа ди Луна стало большим испытанием. Перед началом представления 15 августа директор фестиваля объявил, что уДоминго респираторные проблемы, ноон решил петь ипросит оподдержке публики. А наследующий день Доминго объявил, что все же заболел окончательно, ина остальных спектаклях насцену выходил польский баритон Артур Ручински. В партии же Манрико блистал яркий итальянский тенор Франческо Мели.

Юбилей основателя и Кавалер розы

Все 45 дней нафасаде Большого фестивального дома, где проходят основные спектакли иконцерты, висел портрет Рихарда Штрауса одного изоснователей Зальцбургского фестиваля. В этом году отмечается 150 лет содня рождения композитора, иестественно, что его музыка стала здесь одной изосновных тем программы.

В числе восьми (а если считать детские постановки, то идесяти) опер, поставленных вэтом году, был его Кавалер розы вверсии одного извидных оперных режиссеров старшего поколения, наследника традиции реалистического музыкального театра Гарри Купфера. Постановщик перенес действие, придуманное Гофмансталем, изВены XVIII века впериод написания оперы начало XX века. Получилась история, похожая надругую оперу Штрауса, Арабелла, остолкновении аристократии ибуржуазии вэпоху наступающего модерна черезбогатую комическими ситуациями матримониально-эротическую коллизию. В нее вовлечены влиятельная Маршальша, ее юный любовник игрубоватый провинциальный кузен, пытающийся жениться надочери столичного богатея. Провинциал оказывается посрамлен, амудрая Маршальша великодушно отпускает своего возлюбленного (он иесть кавалер розы поимени Октавиан) кбуржуазной девице, уж коли между молодыми воспылала страсть. Все это происходит нафоне проецируемых назадник фотографий венских зданий ипарков вобстановке бегущих глянцевых полов, стенок иузнаваемой мебели встиле модерн.

В вокальном отношении здесь наголову выше других исполнителей была замечательная болгарско-венская сопрано Красимира Стоянова (Маршальша), чей богатый итеплый голос слихвой компенсировал недостаточно, может быть, импозантную длякнягини внешность. Срывал аплодисменты эффектно игравший роль похотливого провинциала барона Окса австрийский бас-баритон Гюнтер Гройсбек. Французская меццо-сопрано Софи Кох выступила вполне достойным Октавианом. А немецкая сопрано Мойца Эрдманн вроли своенравной юной невесты Софи была настолько хороша собой, что могла бы, впринципе, ине петь. Главным героем этого сдержанно принятого критикой спектакля стал Венский филармонический оркестр подуправлением техничного Франца Вельзер-Места, который виртуозно исполнял роскошную партитуру Штрауса, посуществу гораздо более щедрую нагармонии, чувства иоттенки, чем происходившее насцене действо.

Музыка Рихарда Штрауса звучала ив многочисленных концертах фестиваля. Популярный ныне венесуэльский дирижер Густаво Дудамель темпераментно ис обилием внешних эффектов продирижировал Венским филармоническим оркестром спрограммой, включавшим его симфонические поэмы Смерть ипросветление изнаменитую Так говорил Заратустра. А немецкая сопрано Диана Дамрау спела изысканный концерт изпесен Штрауса иАнтонина Дворжака вансамбле нес фортепиано, какони были написаны, ас арфой висполнении француза Ксавье де Местра, который поднял этот скорее декоративный ныне инструмент донебывалых высот музыкантского мастерства. В результате публика нетолько услышала прекрасный ансамбль снюансированным исполнением сложных камерных произведений, нои смогла оценить прекрасное созвучие голоса иарфы один изизначальных музыкальных ансамблей современ античности.

Антологии вконцертах

Главный оркестр Зальцбургского фестиваля Венский филармонический вообще много работал вэти полтора месяца. Он нетолько участвовал воперных спектаклях, нои сыграл несколько циклов концертов. Один изних антология всех симфоний Антона Брукнера скрупнейшими мировыми дирижерами. За пультом стояли иБернард Хайтинк, иДаниэль Баренбойм, иКристоф фон Донаньи, иМарк Минковски. В день 25-летия содня смерти великого Герберта фон Караяна, который был художественным руководителем Зальцбургского фестиваля с1956 года доконца жизни в1989 году, мемориальным концертом дирижировал Рикардо Мути, который впрошлом также играл одну изглавных ролей всоздании образа музыкального Зальцбурга. В этот день прозвучали 4-я Трагическая симфония Франца Шуберта и6-я симфония Брукнера. Как всегда уМути, удивительно тонко иточно был выстроен баланс инструментов воркестре, иесли симфония Шуберта прозвучала кактрепетное камерное произведение, то вБрукнере поражали певучесть итревожные контрасты.

Программа 94-го фестиваля была отмечена идругими антологиями. Так, один изпризнанных фортепианных исполнителей наших дней австриец Рудольф Бухбиндер сыграл вцикле концертов все 32 сонаты Бетховена (этот же цикл он играл вМоскве впрошлом году). Другими знаменитыми пианистами, выступавшими вЗальцбурге, стали такие звезды, какЕвгений Кисин, Григорий Соколов иЛанг Ланг.

Венский филармонический оркестр наЗальцбургском фестивале Фестиваль мечты

Главными программными достижениями уходящего фестивального сезона организаторы считают Духовную увертюру цикл концертов христианской имусульманской музыки, включая выступления никогда раньше неигравшей публично группы представителей суфийского тариката (ордена) Аль-Газулия, ипрограмму, посвященную 100-летию начала Первой Мировой войны. В этом контексте была поставлена сатирическая драма Карла Крауса Последние дни человечества центральное произведение этого мало известного вРоссии, ноочень важного дляавстрийской культуры писателя.

Другой спектакль вцикле драма австрийского писателя Эдена фон Хорвата Дон Жуан приходит свойны. В музыкальном разделе военная тема была представлена премьерой специально заказанной оперы-зингшпиля французского композитора Марка-Андре Дальбави Шарлотта Саломон, основанной надневниках икартинах молодой берлинской художницы, погибшей вОсвенциме.

Интендант фестиваля Александр Перейра, которого многие критики считают далеко нелучшим лидером этого культурного института заего историю, заявил вконце августа, что завершающийся праздник искусства стал фестивалем его мечты.

Сам Перейра харизматичный импрессарио, прошедший немало скандалов, втом числе ис перерасходом бюджета фестиваля, служит вЗальцбурге ввоскресенье последний день. С 1 сентября он становится директором миланского театра Ла Скала. Этот переход, из-за которого Перейра прервал свой контракт сЗальцбургом, также был связан соскандалом. Как сообщает австрийская пресса, Перейра продал несколько зальцбургских постановок миланскому театру безсогласия его правления, ив итоге его шестилетний контракт был сокращен доодного испытательного сезона, после которого контракт, может быть, продлят, аможет быть, инет. Программу следующего, 95-го фестиваля, предстоит объявлять немецкому режиссеру (в том числе иоперному) Свену-Эрику Бехтольфу, который сейчас возглавляет его драматический раздел, асо следующей недели становится временным интендантом (директором) сроком надва года.

В 2017 году круководству фестивалем придет австрийский пианист иарт-менеджер Маркус Хинтерхойзер, возглавляющий сейчас Венский фестиваль сакцентом нановаторском искусстве. Сегодня критики обвиняют Зальцбург визлишнем традиционализме инедостатке рискованных проектов, так что вближайшие годы можно ожидать радикальные премьеры.