Новости

Строители получили регламент по спасению людей из небоскребов

14.02.2014

Для эвакуации изстоличных небоскребов могут применяться специальные аварийные лифты, крепящиеся кфасаду здания. Соответствующие требования, пока имеющие рекомендационный характер, разработаны позаказу московского стройкомплекса, сообщили Известиям вдепартаменте градостроительной политики города. Эксперты считают, что такие лифты могут применяться нетолько длязданий выше 75 м, нои длявсех многоэтажных строений, где находится большое количество маломобильных граждан.

Аварийно-спасательные средства рассчитаны наустановку взданиях высотой от75 до450 м. Специальные эластичные рукава, покоторым люди спускаются повнутренней спирали, могут крепиться воконных проемах илина балконах. То же самое относится ик канатно-спусковым устройствам, напоминающим те, что используются промышленными альпинистами. Эти устройства могут быть установлены какна уже существующих, так ина строящихся объектах. Аварийные лифты должны быть предусмотрены припроектировании здания.

Лифты представляют собой полностью автономные огнеупорные кабины совстроенной системой очистки воздуха, оборудованные стационарным ивыдвижным трапом. На крыше предусмотрен люк иперила высотой 1,1 м. Кабины должны иметь автономную систему энергоснабжения, предохранительные тормоза, систему контроля надперегрузкой, которая препятствует нормальному спуску, иподъемы вслучае превышения номинальной грузоподъемности (не более 50% отлюдей, находящихся наэтаже вночное время, если речь идет ожилых зданиях, вдневное дляадминистративно-бытовых).

Кабина должна двигаться поэлементам, прикрепленным нафасаде. Предусматривается возможность остановки подъемника какна всех этажах сооружения, так ина любом желаемом высотном уровне. В аварийных ситуациях предусмотрена возможность опускания кабины подъемника вручную доближайшего желаемого положения. Причем управлять кабиной можно изнутри лифта, изздания, атакже пульт дистанционного управления может устанавливаться впожарно-спасательном автомобиле.

Как уточнили вФГБУ Всероссийский научно-исследовательский институт попроблемам гражданской обороны ичрезвычайных ситуаций МЧС России, являющемся одним изавторов требований, технические параметры таких устройств еще дорабатываются.

Заместитель гендиректора компании Самоспас (компания также участвовала вразработке технических требований) Алексей Маликов рассказал, что плюсом таких лифтов является возможность быстрой эвакуации маломобильных граждан слюбой высоты. К минусам он отнес громоздкость конструкции иее дороговизну.

Также огонь может распространяться поодной линии, накоторой какраз расположена изолированная люлька, что перекроет кней доступ. На те же деньги можно установить другие средства спасения совсех четырех сторон здания, сказал он.

Начальник нормативно-технического отдела Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России поМоскве Александр Бобров рассказал, что конкретными нормативными документами средства самоспасения досих пор небыли регламентированы. По его мнению, озаботиться безопасностью высотных зданий было решено нетолько после пожара водной избашен Москва-Сити, нои после пожаров ввысотке вГрозном, атакже вряде зарубежных стран.

По старым Правилам пожарной безопасности средствами самоспасения должны были оснащаться все места массового нахождения людей вночное время: общежития, гостиницы, больницы итак далее. Но изновых Правил противопожарного режима это требование было исключено. Стало обязательным оснащение индивидуальными средствами защиты органов дыхания изрения, добавил он.

Тем неменее, отметил Бобров, вряде высоток используются огнестойкие фасады, чтобы огонь нераспространялся повсей внешней поверхности здания. Нормативами запрещено открывать окна ипроемы втаких зданиях, поэтому там нельзя использовать ниэластичные рукава, никанатно-спусковые устройства. Доступ квнешнему лифту втаких случаях также оказывается закрыт. Для перевозки маломобильных граждан используются специальные внутренние лифты, причем эвакуация проводится вприсутствии спасателей.

Председатель общественной организации Гражданская безопасность Сергей Гринин добавил, что аварийные лифты будут вразы дороже, чем обычные, поскольку требуется очень надежная система электроснабжения, система очистки воздуха, кроме того, сами наружные монтажные работы довольно затратные. Тем неменее эксперт считает, что лифты незаменимы, если речь идет озданиях сбольшим количеством маломобильных граждан, например омногоэтажных больницах.