Новости

Список Нирнзее: 6 домов под угрозой

24.10.2013

Это доходный дом купца Привалова, построенный сто лет назад Эрнстом-Рихардом Нирнзее, одним изсамых модных архитекторов начала 20-го века вМоскве. Он небыл изобретателем какого-либо стиля, новесьма талантливо сочетал икопировал высокие образцы ичувствовал современные тенденции. Он первым начал строить вМоскве тучерезы здания выше восьми этажей, ав оформлении ивнутренней планировке предвосхитил конструктивизм 20-х гг.

Нирнзее автор неодного десятка доходников вцентральной части города, районах Тверской иТверских-Ямских, наЗемляному Валу. Может быть, из-за выгодного местоположения последние 20 лет они подвергаются тотальному преследованию состороны застройщиков. Только два дома (в Большом Гнездниковском ив Большом Климентовском переулках) имеют охранный статус. Хотя постройки Нирнзее создают историческую ткань многих улиц. Они красивы ивнушительны, кним привыкли, поним легко ориентироваться. Это знаковые дома длясвоих районов.

Доходники Нирнзее качественные ипрочные. А потому инвесторам, присмотревшим участок стаким зданием, приходится идти наразные ухищрения, чтобы искусственно довести его доаварийности. Им сопротивляются изовсех сил ижильцы домов Нирнзее, иих соседи; помогают градозащитники. Но нет ниодного случая, вкотором бы заисторический дом вступилось Мосгорнаследие, неговоря уже оместных органах власти.

Вот шесть самых показательных историй.

Доходный дом купца Привалова, ул. Садовническая, 9 (стр. 1-4)

Самый горячий адрес изсохранившегося пока творческого наследия архитектора. Его разрушают нанаших глазах ибуквально вэти минуты. Застройщик Великан XXI век присмотрел участок давно ипланомерно готовил почву. С формальной точки зрения все несложно: дома непамятники. А охранная зона еще никогда никого вМоскве неостанавливала. Жителей потихоньку выселили кого добром, кого силком. Надежда замаячила в2011 году, когда согласно новой градостроительной политике были заморожены разрешения насносы, выданные приЛужкове. Однако буквально черезпару месяцев проект жилого комплекса Новый Балчуг наместе домов Нирнзееволшебным образом реинкарнировался. Согласно ему отвсех построек останется только фасадная стенка поСадовнической. Интересна позиция Мосгорнаследия: в2011 году оно заявило оспасении комплекса дома Привалова како своей главной победе, спустя два года сообщает, что такие объекты нев его компетенции

Две недели назад надоме начали разбирать крышу. Работы остановили местные жители и Архнадзор.Вызвали полицию иОАТИ: документы оказались только наукрепление фундамента иустройство пешеходной галереи. Работы официально приостановлены, ноочевидно, что Великан свои гигантские планы настроен довести доконца.

Все последние два года мы живем, какна вулкане, рассказывает Ася Аладжалова, жительница соседнего дома №11.Видим, какдома постепенно разрушают. Два раза там был пожар, хотя здания отселены. Теперь застройщик уже явно вышел настройплощадку. Мы вызываем полицию каждый раз, кактолько замечаем какое-то движение.

Ансамбль наСадовнической уникален иименно всвоем единстве. Он показывает творческую эволюцию Нирнзее, который начинал строительство неслишком известным мастером, азавершал уже маститым имодным зодчим. Комплекс домов купца Привалова можно назвать музеем одного архитектора. Редкий случай.

Пятиэтажный корпус, выходящий фасадом наулицу, возник повремени первым. Он решен максимально просто, это типичный представитель московских доходных домов того времени. Фасад разделен двумя лестничными эркерами. Они оформлены пустотелыми лунными стеклами, которые сохраняются досих пор. Строение 3 возникло в1908-1909 гг. Квартиры небольшие: три-четыре комнаты, маленькая кухня итуалет. Все только самое необходимое, какв домах длярабочих 20-30 годов. В доме нет пожарных наружных лестниц. Хоть Городская управа итребовала их сделать, Нирнзее счел их неуместными. Очевидно, что дом строился длялюдей небогатых, носпособных снять отдельное жилье. Корпус 2 (1913 год) явно был длямосквичейнетолько состоятельных, нои имеющих художественный вкус. Это образец романтизма вдоходном строительстве. Здесь же башенка науглу, какна собственном доме Нирнзее вТрехпрудном. Подробнее обистории иархитектуре комплекса можно посмотреть здесь

До 1917 года квартиры вовладении Привалова снимали представители интеллигенции. В одном изкорпусов была стоматологическая клиника Клавдии Андреевны Кузьминой. В одной изквартир строения 3 с1914 до1916 года размещалась редакция литературно-художественного журнала Млечный путь. Его издавал Алексей Михайлович Чернышов, поэт, брат известного художника Николая Михайловича Чернышова. С журналом сотрудничали, азначит, скорее всего, ибывали вредакции наСадовнической Сергей Есенин, Игорь Северянин, Борис Пильняк, А. С. Новиков-Прибой.

Ул. Климашкина, 7/11

Знаковый адрес дляНирнзее. Здесь располагалось его архитектурное бюро. И вообще домом Нирнзее достроительства тучереза вБольшом Гнездниковском москвичи называли именно это здание втогда Курбатовском переулке. Сейчас отстильного пятиэтажного дома остались две стены спустыми глазницами.

Это результат деятельности инвестора ООО Фобос. Он согласовал проект, покоторому отздания остаются лишь воспоминания. Оно превращается вжилой дом первой категории комфортности на90 человек, надстраиваются два этажа, конечно же, устраивается подземная парковка.Предложения приобрести квартиру вэтом доме досих пор висят винтернете, каки инфощит назамороженной с2010 года стройке.

Жители, которые вэтом районе вообще очень активны инеравнодушны, Фобоса неиспугались ис весны 2008 года развернули настоящую Пресненскую оборону. Митинги, пикеты, бесконечные письма. Хотели спасти исторический дом, разрушаемый исключительно похотению инвестора, даи беспокоились засохранность собственных квартир. Известно, что наПресне сложные гидрологические условия: насыпные склоны, созданные еще вначале прошлого века. Проект же реконструкции дома Нирнзее предполагал гаражи на10 метров вглубь.

В конце этого мая Градземкомиссия расторгла договор аренды синвестором. В формулировках говорится, что власти города учли мнение жителей. На самом деле, причина гораздо банальнее: ООО Фобос обанкротился. Дальнейшее использование участка, говорится вдокументах, определит Москомархитектура. А это значит, что ситуация повторится. Новый инвестор будет проектировать безучета исторической ценности здания.

Ведь дом завсе время мытарств так ине стал региональным памятником, всего лишь ценным градоформирующим объектом.

Дом дешевых квартир (Дом Нирнзее), Большой Гнездниковский пер., 10

Самый высокий дом предреволюционной Москвы, кактогда говорили тучерез. Он был возведен в1912-1913 годах. Сочетал всебе черты уходящего модерна изарождающейся неоклассики, вчем-то предвосхитил конструктивизм. Из новшеств того времени плоская крыша, которая была обжитым пространством. Там работало кафе, кинотеатр Крыша, картинная галерея ибыла съемочная площадка Чайка. Главный фасад облицованплиткой, имеет лепной растительный декор ифигурный аттик. Гордость дома венчающее керамическое панно слебедями, изготовленное абрамцевским заводом. Все это дань исчезающему модерну. А вот дворовые фасады ивнутренняя планировка максимально аскетичны. В доме большое число одно-двух-трехкомнатных квартир скухнями-нишами. В полуподвале работал театр-кабаре Летучая мышь. На первом этаже были конторы. Таким образом пофункциональному устройству тучерез был прообразом дома-коммуны 1920-1930-х годов.

За свой век дом ниразу нереставрировался. Но ему повезло сжильцами, среди которых оказались профессиональные архитекторы иреставраторы. За свой счет они реставрировали подъезды. А также создали Совет дома, чтобы следить запорядком играмотной эксплуатацией памятника. В прекрасной сохранности плитка наполу, модерновые двери, кое-где даже сохранились двери вквартиры сключиком длязвонка инадписью Прошу крутить.

В прошлом году дом Нирнзее попал вгородскую программу благоустройства фасадов. На доме появились рабочие, струдом понимающие русский язык, стали сбивать декор иплитку, делать какие-то перекраски. Жители испугались, что так идо панно накрыше доберутся, забили тревогу иобъясняли прорабу, что дом нестандартная многоэтажка, апамятник, что настенах непросто керамика за4 тысячи рублей-кв.метр, аценный исторический элемент.

До зимы они неуправились имы добились, чтобы работы отложили довесны. В результате приперекраске висторический цвет они так ине попали, швы правильные несделали. Но если бы ненаши усилия, все было бы еще хуже, рассказывает член Совета Дома Геннадий Астафьев, который срождения живет вдоме. На крыше они постелили так называемый мягкий ковер. Я им предлагал отделать все плиткой, какбыло раньше, чтобы крышу можно было эксплуатировать. Но нам ответили: это уже реставрация, амы делаем ремонт. Хотите, чтоб какпри Нирнзее ищите бюджет.

Доходный дом А.В. Лобозева, Оружейный пер., 43

Это первый московский небоскреб-красавец, построенный архитектором в1911-1912 гг.. Дом капитально перестраивался в1980-е гг. Тогда иутратил внутреннее убранство ипроездную арку сдекоративной решеткой ворот. Но сохранял свою главную особенность каквысотного здания: был виден набольшом отрезке Садового кольца. Однако обзор сокращали-сокращали изарезали доконца. В 1970-е годы приреконструкции второго транспортного кольца исчез переулок, накоторый дом был обращен. Ну, астроительство небоскреба, прозванного пирамидой Хеопса, прямо впритык кзданию его окончательно поглотило. Против пирамиды было много протестов, нозаммэра построительству М.Хуснуллин привел неопровержимый довод впользу строительства: вслучае сноса городу пришлось бы выплатить инвестору 2-3 миллиарда рублей.Таким образом, нашему современнику архитектору Михаилу Посохину все-таки удалось прыгнуть выше архитектора Нирнзее.

Ул. 4-я Тверская-Ямская, д. 12

Это замечательный образец московского доходного дома встиле модерн. Фасад разделен ризалитом иэркерами, окна имеют модную натот момент вытянутую форму, причем многие даже сохранили аутентичные деревянные рамы.

Жива ибольшаячасть интерьеров: оформление парадного подъезда скрасивыми крестовыми сводами,лестница скованым ограждением схарактерным рисунком вформах позднего модерна, перила, выполненные поэскизам самого архитектора. Полностью цело инапольное покрытие вподъезде керамическая плитка.

Дом давно расселен, одно время там жили люди безопределенных занятий, струдом понимающие русский язык. Сейчас неосталось иих. Дом медленно, новерно выморачивают.

Вопрос оего сносе дваждывыносился на Сносную комиссию госпиталем им. Бурденко. Первый раз доказать аварийность ицелесообразность уничтожения крепкого исторического здания неполучилось. Тогда поступило предложение сохранить отнего только фасад совсеми вытекающими: отступ вглубь, надстройка ипроч. Вопрос был снят собсуждения. Но учитывая нынешнее состояние дома, доаварийности недалеко.

Что ждет здание вслучае реконструкции, несложно представить. Госпиталь им. Бурденко уже выстроил многоступенчатого гиганта сбашенками пососедству, тем самым показав свои вкусовые пристрастия. Так, шаг зашагом, искусственноразрушается улица сгармоничной,прекрасно сохранявшейся исторической застройкой, кстати, настоящим заповедником Нирнзее. Рядом сдомом №12 находятся дома №5 доходный дом Е.К. Калиновской, украшенный единственной всвоем роде фасадной мозаикой имайоликовыми наличниками, выполненными накерамическом заводе С.И. Мамонтова заБутырской заставой,и №24 замечательные образцы работы мастера.

Доходный дом М.И.Бабанина, Климентовский пер., 6

Восьмиэтажное строение (1912-1913гг.) науглу Климентовского переулка иСадовнического проезда исейчассохраняет функцию многоквартирника. Здание имеет типический план доходного дома, вкотором удорогих квартир есть эркер. В 1940-х годах был пробит участок проезда дометро Новокузнецкая ибоковой фасад дома стал лицевым. Постройку отличает внушительная ампирная купольная ротонда вугловой части. Лепной декор сочетает мотивы московского ампира инеоклассику. Знаковым элементом здания является аттиковый этаж, украшенный монументальным ивыразительным рисунком.

В 1956-м году кдому Бабанина пристроили здание Гостелерадио.

Вообще это один издвух домов Нирнзее, являющихся памятниками регионального значения. Однако почетный статус наделе оказывается лишь формальностью ине спасает дом отискажений, постепенно выхолащивающих его оригинальный облик. Весь первый этаж уже испещрен входами-выходами, подкоторые переделаны окна первого этажа. В основном это сделали еще до2009 года, когда дом стал памятником. Сейчас жители развернули наступление против перестройки квартиры №70 новый хозяин решил превратить два окна вовход, пристроить крыльцо инавесить козырек.

Мы досих пор незнаем фамилии владельца и, главное, того, что здесь будет, рассказывает житель дома Иван Бойко. Когда начали растесывать окна, мы вызвали Мосгорнаследие, оно какраз неподалеку, наПятницкой. Работы были остановлены, так какс департаментом несогласовывались. Но прибывшая инспектор сказала странную вещь: ей главное проверить, чтобы ведущиеся работы соответствовали тому, что уже утвердилаМосжилинспекция. А то, что идет искажение облика памятника, пробивается несущая стена вроде какМосгорнаследие неволнует.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что предмет охраны дома (то есть ценные элементы, которые подлежат сохранению прилюбых условиях иобстоятельствах), составлен настолько общими фразами, что, посути, здание можно снести ивыстроить вновь втех же габаритах. Уже готов иакт экспертизы, которым обосновывается, что окна идвери вещи одного порядка изамена одного надругое исторический облик памятника совсем неменяет. Ну, амнение краеведов, жителей, градозащитников, какговорят,смнением компетентных органов может несовпадать.