Новости

Россия ищет путь, чтобы догнать мировую экономику

22.01.2014

Глобальный экономический рост в2013 году оказался ниже, чем предполагалось, однако уже в20142015 годах ожидается оживление мировой экономики, прогнозируют эксперты ООН вновом обзоре Мировое экономическое положение иперспективы в2014 году.

Во многих крупных экономиках, включая Бразилию, Индию, Китай иРоссию, впоследние два года наблюдалось замедление темпов роста ВВП, вызванное сочетанием сложных внешних условий ивнутренних трудностей, говорится вдокладе.В 2013 году мировая экономика выросла лишь на2,1%. Однако большинство развитых стран продолжали принимать меры вобласти бюджетной иденежно-кредитной политики, чтобы справиться споследствиями финансового кризиса.

И это было ненапрасно, появились первые признаки улучшения экономической ситуации вмире, обращают внимание эксперты ООН. Так, зона евро наконец вышла иззатяжной рецессии, ВВП врегионе вцелом начал снова расти. Экономика США также продолжает восстанавливаться, аЯпония сумела прекратить десятилетнюю дефляцию.В странах БРИК эксперты также ожидают ускорения темпов роста экономики. В целом, мировая экономика вырастет на3% и3,4% в2014 и2015 годах соответственно, ожидают вООН.

Однако досих пор главной проблемой остается высокий уровень безработицы. Среди развитых стран наиболее сложная ситуация наблюдается взоне евро, где уровень безработицы поднялся до27% вГреции иИспании, асреди молодежи этот показатель достиг более 50%. Уровень безработицы вСША снизился, ноостается выше обычного.Россия стоит особняком. Впервые российская экономика будет расти ниже мировой. Минэкономразвития надеется сохранить темпы роста российского ВВП науровне 2,5% в2014 и2015 годах, что ниже ожидаемого роста мировой экономики на33,5%. Кроме того, многие экономисты считают этот прогноз несбыточным, анекоторые неисключают ипадения российской экономики.

С другой стороны, вРоссии нестоит так остро проблема безработицы, какв тех же Европе илиСША. Она находится надовольно низком уровне, правда, ситуация может изменитьсяиз-за продолжающейся стагнации экономики.

Контрастность ситуации подтверждают иопрошенные Bloomberg инвесторы впреддверии Всемирного экономического форума вДавосе. Большинство отмечает укрепление экономики США, еврозоны иЯпонии. А позиции, что российский рынок предоставляет недостаточно хорошие возможности дляразвития, придерживаются 27% респондентов. Еще 29% участников опроса то же самое думают орынке Китая, а33% орынке Бразилии.

Новый план

Предложенные впрошлом году меры поразгону российской экономики несработали, приходится констатировать МЭР. Ставка делалась наразные формы бюджетной икредитной поддержки. В частности, были продлены льготы постраховым взносам малому бизнесу, расширен доступ малого бизнеса кгосзаказу, изФонда национального благосостояния выделили 300 млрд рублей наинфраструктурные проекты, был ограничен рост тарифов естественных монополий, выделили 270 млрд рублей наподдержку автопрома (с 2014 года), начался процесс деофшоризации бизнеса иупрощения госрегулирования.

Впрочем, ждать сиюминутного эффекта оттаких мер инельзя было. Многие изних заработают вполной мере только вэтом году.

Стимулирование экономики неуспевает запринятием комплексных программ. Прошло слишком мало времени. В целом госрасходы самая краткосрочная мера, ноне черезпроектное финансирование. У нас вклад государства сильно ограничен из-за внушительного военного бюджета инеобходимости выполнять целевые программы поподготовке крупных событий, привязанные копределенным срокам. Остальное тратится напроектное финансирование, которое имеет точечное влияние, говорит директор аналитического департаментаUnitedTradersМихаилКрылов. Однако отпроектного финансирования отказываться ненадо, считает он.

МЭР обеспокоено, что вРоссии может начаться затяжная стагнация, поэтому разработало новый план, какразогнать российскую экономику. Ведомство предлагает поддержать конкурентоспособность несырьевой продукции, инвестиционную активность предприятий ичеловеческий капитал. Именно эти факторы станут основными драйверами экономики вусловиях прекращения роста цен нанефть, говорится в Концепции первоочередных мер социально-экономического развития отведомства, накоторые ссылаются Ведомости.

МЭР неожиданно поддержало Минфин внеобходимости сохранить бюджетное правило, то есть надопродолжить копить дополнительные доходы отнефтегазового сектора, ане инвестировать их вэкономику. Единственное, что государство должно поддержать, это кредитование среднего ималого бизнеса засчет средств ФНБ. Правда, Минфин по-прежнему против этого.

Чтобы вывести средний ималый бизнес изтени, МЭР предлагает предоставить двухлетние каникулы дляновых компаний изапретить их проверки. Кроме того, малый бизнес надоисключить изсферы действия антимонопольной службы ФАС.

В целом теперь Министерство экономического развития ратует неза рост бюджетных расходов, аза их сокращение. Так, МЭР предлагает сэкономить нанакопительной пенсионной системе, засчет повышения эффективности госрасходов исокращения госслужащих игосимущества.

Первый вице-премьер Игорь Шувалов также считает, что восстановить экономический рост выделением большего объема госсредств уже неполучится. Испугавшись низких темпов экономического роста, важно невстать напуть быстрого предоставления государственных ресурсов длятого, чтобы этот экономический рост подстегнуть. Так, какэто случилось всередине 80-х вСоветском Союзе, когда была объявлена политика ускорения, влили деньги вэкономику, это подстегнуло рост, затем резкий спад ив результате бюджетный дефицит идолг стали болезнью нашей экономики доначала 2000-х годов, предупреждает Шуваловв интервьюTheNewTimes.

По его мнению, если бюджетное правило недаст правительству тратить нефтяные доходы, то уже через10 лет Россия сократит зависимость отних: Нефтяные доходы будут составлять меньше 50% бюджета, остальное будет приносить экономика неэнергетического сектора. А сейчас уРоссии есть ресурсы навыполнение всех социальных обязательств, даже если произойдет падение цен нанефть. И только если ситуация будет совсем жесткой, придется залезть врезервы, считает он.

В новом плане МЭР также предлагает продолжать сдерживать рост тарифов естественных монополий, которые растут быстрее, чем потребительские цены. Для этого, считают введомстве, надонаучить монополии Газпром, Россети иРЖД каксокращать издержки. А то они даже сами незнают, откуда идут убытки, аоткуда прибыли.

За фасадом нового плана скрывается, во-первых, возможность существенного сокращения расходов естественных монополий наремонт инфраструктуры. Во-вторых, упростить госрегулирование нельзя безперехода кэлектронному документообороту, повышения качества иизменения направленности образования. В-третьих, демонополизация сделает наш рынок влучшем случае похожим наконкуренцию встранах Восточной Европы, где крупные зарубежные производители задают высокие барьеры длявхода, считает Михаил Крылов.

Кредитование даже вразвитых странах невлияет наэкономику быстрее, чем заполгода. У России нетак много несырьевого экспорта, который можно развивать. Можно трактовать новый план МЭР какпопытку выгадать пару лет доциклического улучшения ситуации. Сокращение штата игосударственного имущества, уменьшение ФНБ приведут ксокращению присутствия государства вэкономике иповышению ее закредитованности, считает собеседник газеты ВЗГЛЯД.