Новости

Привет из Верного

30.05.2014

Александр Яковлевич сюности увлекся коллекционированием открыток. Как имногие его сверстники, он собирал тематические открытки офауне, космосе. Со временем хобби стало более серьезным, иАлександр решил сосредоточиться навидах родного города начала XX века:

Первое время доставать такие открытки было трудно, так какони выходили малыми тиражами. Я выписывал тематические издания ичерез них находил коллекционеров повсему СССР. Собирал свою коллекцию покрупицам. Иногда что-то удавалось купить, нов основном коллекционеры соглашались только наобмен. Валюта была неконвертируемой, илюди предпочитали непродавать такие предметы. Если задва года удавалось пополнить свою коллекцию наодну открытку, то это было большой удачей. В 90-е вообще ничего нельзя было достать, людям было недо коллекций. Но зато позже, споявлением интернета, открылись широкие возможности. Я написал навсех тематических форумах идосках объявлений, что готов приобрести открытки свидами Верного. Основную массу открыток мне удалось приобрести впоследние пять-семь лет.

Сейчас коллекция Слащёва самое обширное собрание открыток свидами Верного иего окрестностей. Она состоит из120130 открыток сфотографиями городских достопримечательностей, последствий знаменитого землетрясения 1911 года, видами улиц города ина горы.

Самое интересное, что вКазахстане мне удалось найти всего две-четыре открытки. Остальные прислали изРоссии, Германии, Франции идругих стран Европы. Это легко объяснимо, ведь открытка это предмет, который куда-то отправляют. Сейчас ко мне заиллюстрациями часто обращаются составители различных изданий поистории, продолжает Слащёв.

Определить, что именно запечатлено наоткрытках, коллекционеру помогает искусствовед икраевед Ольга Сергиенко.

Александр Яковлевич рассказывает историю появления верненских открыток:

Мода наоткрытые письма появилась вРоссийской империи в1896 году. Фотографы поняли, что наэтом можно заработать, стали изготовлять всвоих ателье подобные открытки ипредлагать их клиентам. Самая ранняя изверненских открыток, которая мне попадалась, датируется 1905 годом. Но возможно, их начали делать здесь еще раньше. Основными изготовителями открыток были знаменитое ателье Лейбиных, магазин канцелярских ифотопринадлежностей Н.А. Тарнецкого, магазин А.А. Шаврова. Также небольшие серии открыток свидами Семиречья выходили вПетербурге. Если место изготовления открытки определить еще можно, то достоверно сказать, кто автор фото, проблематично. Максимальные тиражи тогда непревышали сотни экземпляров.

Открытки вВерном изготовлялись непечатным, акустарным способом. Владельцы магазинов иателье закупали стандартные почтовые бланки дляоткрытых писем, азатем спомощью фотопластин печатали наних свои снимки. В магазине Тарнецкого выпускали серию цветных открыток, черно-белые фото раскрашивали припечати поспециальной технологии. Что интересно, виды окрестностей города зачастую ценились больше, чем городские пейзажи, так какв Верном заметных достопримечательностей было мало, нозато природные красоты горных озер, рек, ущелий иледников смотрелись впечатляюще.

Большинство подписей наобратной стороне открыток это стандартные поздравления спраздником ипожелания здоровья. Однако среди них встречаются имнения отправителей огороде. Иногда они неособенно лестные. Кому-то отдаленная семиреченская провинция казалась скучной безтеатров имузеев.

В начале прошлого века, каки внаши дни, популярным сюжетом открыток были фотографии общего вида нагород. Такие снимки делали ссамых высоких зданий Верного минаретов мечетей иколоколен церквей. На них можно увидеть оживленные улицы ирайоны города: улицу Торговую (Жибек жолы), Капальскую (Кунаева), Сергиопольскую (Тулебаева), Малый базар, кафедральный собор, торговые дома верненских купцов. Заметно, что город вте времена был необычайно зеленым. Дома, стоявшие вдоль улиц, кажутся небольшими островками вморе деревьев. Такое описание Верного дано водном изпутеводителей поазиатской части России 1914 года: Город отлично распланирован: широкие его улицы обсажены вдоль тротуаров тополями, амногочисленные площади украшены древесной растительностью. В Верном несколько скверов игородской сад, частные же дома буквально утопают взелени садов.

Примечательны ивиды Большой Алматинской станицы.

На открытках коллекционера запечатлены иосновные улицы города. К примеру, центр деловой жизни улица Торговая (Жибек жолы). На ней располагались магазины виднейших купцов Верного Габдулвалиевых, Пугасова, Шахворостова. Кроме того, здесь тянулись ряды одного изсамых оживленных рынков Мясного (Малого) базара. На другой стороне улицы стоял городской банк.

На общем фоне особенно выделялся пышно украшенный резьбой торговый дом Исхака Габдулвалиева. Сооружение архитектора Гурдэ своим изяществом досих пор притягивает взгляды прохожих.

Первый проспект вгороде, названный сначала Соборным, в1883 был переименован вчесть первого генерал-губернатора края Герасима Алексеевича Колпаковского, внесшего огромный вклад вразвитие города.

Проспект Колпаковского (Достык) проходил черезвесь город ишел напрямик черезПушкинский сад (парк имени 28-ми гвардейцев-панфиловцев), образуя широкую аллею.

Параллельно проходила улица Пушкина, переименованная изБульварной кстолетию поэта в1899 году. Редкий случай того, что улица неменяла свое название запоследние сто лет. Имя великого поэта непосмели тронуть даже большевики.

Зимой дороги небыло видно, иаллеи города становились похожи натропинки вгустом лесу.

Часто печатали наоткрытках исамый знаменитый храм Верного.

Его снимали совсех сторон, ведь западный фасад церкви значительно отличался отвосточного. Благодаря правкам инженера Зенкова, внесенным визначальный проект Константина Аркадьевича Борисоглебского, здание смогло пережить разрушительное землетрясение 1911 года. Судя поснимкам, наружное убранство храма сейчас практически неотличается отизначального, хотя после революции собор лишился колоколов ина какое-то время стал музеем атеизма.

На открытках встречаются иснимки образовательных учреждений города. По улице Штабной (Гоголя) располагался настоящий студенческий городок Верненское училище им. Г.А. Колпаковского, чуть дальше отнего Верненское женское училище им. Пушкина. Оба здания построены попроекту главного архитектора Верного Павла Гурдэ в90-е годы XIX века. Женское училище всоветские годы было передано подпервый Дом пионеров. В наши дни облик уникального строения (по какой-то причине ранее выведенного изсписка памятников культуры) был практически уничтожен сетью фастфуда KFC.

Другое образовательное учреждение Женская гимназия было открыто еще в1876 году. Первое здание разрушило землетрясение, ановое сооружение, запечатленное наоткрытке, построили уже в1904 году наулице Гимназической (Толе би) попроекту Андрея Зенкова. В гимназии обучались восновном барышни избогатых семей города. К 1916 году здесь было 625 девушек, аплата заобучение уменьшилась примерно до106 рублей вгод. В 1918 году гимназию ликвидировали, ав здании разместился факультет Казахского государственного университета (КазНПУ). Сейчас здесь находится художественно-графический факультет этого университета.

Долгое время одним изсамых живописных зданий Верного оставался детский приют. Прямоугольное бревенчатое строение сфасадом, украшенным резьбой, увенчанное куполами домашней Александро-Мариинская церкви, являло один изярких образцов новорусского стиля, возродившего традиции деревянного зодчества. Здание было построено в1892 году архитектором Гурдэ бесплатно, вкачестве помощи одному изпопечительских комитетов. Оно пострадало вовремя землетрясения, ноего быстро восстановили. Кроме приюта, где жили сироты, здесь располагались школа стремя отделениями имастерские кройки ишитья длядевочек, сапожного ипереплетного ремесла длямальчиков. Именно воспитанниками приюта был высажен сосновый парк, находящийся сейчас поНаурызбай батыра, между улицами Кабанбай иБогенбай батыра. В советское время домовая церковь была ликвидирована, ав здании размещался КазЦИК, Совет народных комиссаров иГосплан КазАССР. В более поздние годы там находилась 1-я детская клиническая больница, ав наши дни Алматинский медицинский колледж.

На открытках Верного сохранились иизображения сооружений, навсегда утраченных. Например, дом иканцелярия военного губернатора. Это небольшое одноэтажное приземистое здание было построено науглу улицы Колпаковского (Достык) иГубернаторской (Казыбек би) в1894 году после разрушения первоначального пышного губернаторского дворца трехэтажного кирпичного строения, похожего надворцы итальянских дожей. Новый дом был спроектирован избревна архитектором В. Брусенцовым сучетом сейсмики. Именно внем вбурные годы Гражданской войны подписали решение опризнании советской власти вСемиреченской области. Какое-то время здесь размещался ревком, затем окружной комитет РКП(б). До 1994 года здание использовали подгоспиталь. Историческое сооружение в1995 году сгорело дотла призагадочных обстоятельствах. На этом месте потом построили жилой комплекс.

Окружной суд города находился наперекрестке улиц Кунаева иГоголя вдоме Зарешновых. Это вытянутое вдоль улицы одноэтажное строение очень характерно длягородской архитектуры начала XX века. В Верненском суде проходили такие громкие процессы, каксуд надотцом Турара Рыскулова, обвиненным вубийстве волостного управителя Саймасая Учкемпирова (это событие стало сюжетом дляповести, покоторой был снят фильм Выстрел наперевале Караш), атакже долгие тяжбы между купцом Габдулвалиевым иархитектором Гурдэ поповоду нынешнего здания магазина Кызыл тан.

Государственный банк вВерном также размещался вбывшем купеческом доме. Интересный факт: в1918 году вего подвалах хранился приличный запас опиума. Наркотиком обеспечивались деньги, печатавшиеся вСемиречье после революции. Как такое количество опиума попало вАлма-Ату, неизвестно.

Клиентам фотоателье предлагались также открытки Привет изВерного, объединяющие изображения всех основных архитектурных достопримечательностей.

Интерес уизготовителей открыток вызывали ифотографии жителей города иего окрестностей. Особенным спросом, видимо, пользовались изображения людей простых профессий скотоводов, ремесленников, торговцев.

Караванщики, восточные базары, арбы ителеги наузких улочках, видимо, смотрелись весьма экзотично вМоскве, Санкт-Петербурге идругих крупных городах, куда восновном отсылались открытки.

Открытки запечатлели иодно изсамых ярких событий вистории Верного Кеминское землетрясение. Эта трагедия породила целую серию открыток свидами разрушений города. Землетрясение началось 4 января 1911 в4 часа 26 минут. Сила толчков составила 910 баллов, амагнитуда 8,2. По этим показателям оно вполне может входить вчисло сильнейших землетрясений XX века.

В городе было разрушено 616 жилых и3000 нежилых построек, включая торговые помещения исклады. В Верном иближних станицах погибло 44 человека.

Благодаря тому, что большая часть городских построек после землетрясения 1887 года возводилась издерева ивысотой непревышала одного этажа, многие изних удалось восстановить.

Трудно оценить масштаб ущерба, который понесли купцы ивладельцы предприятий. К примеру, полностью разрушились знаменитые торговые бани Жиленкова (располагались поСуюнбая ниже Райымбека) иТитова.

На открытке видно, что помимо Вознесенского собора уцелел Военный Свято-Алексеевский собор (находился вквадрате нынешних улиц Абылай хана Богенбай батыра Панфилова Карасай батыра).

Самый тяжелый удар пришелся нарайоны Малой иБольшой станицы, Татарской слободки. В земле образовались огромные разрывы итрещины до1 м шириной идо 5 м вглубину.

Именно открытки свпечатляющим видом трещин, вкоторых помещался взрослый человек, имели большой успех упокупателей. Жители игости города спешили показать своим родственникам идрузьям, каквыглядит ужасающая демонстрация сил природы.

В память одругом крупном землетрясении, произошедшем вВерном в1887 году, попроекту архитектора Гурдэ построили Знаменскую часовню. Она стояла науглу проспекта генерала Колпаковского иГостинодворской улицы (на месте Зеленого базара). Часовня строилась насредства жителей города ипожертвования верненских купцов. Сооружение украшали изящные росписи художника Хлудова. В 1927 году ее разрушили.

Фотографии окрестностей Алматы наоткрытках столетней давности были неменее распространенными, чем виды города. Скромная провинциальная архитектура города посвоей красоте немогла сравниться счудесными творениями природы.

В атласе 1914 года Азиатская Россия природа вокрестностях Верного описана так: Окрестности Верного сгорной южной стороны необыкновенно красивы. Горные озера: Иссыкское, Алматинское, верховья различных речек игорные ущелья Алатау, каксказали бы встарину, просятся накартину, или, какговорят теперь, наленту кинематографа.

Пригороды Верного начинались заулицей Арычной (Абая). В районе современного пересечения Абая иДостык, вдоль берегов Малой Алматинки, располагалась Кузнецовская слобода. В этом районе находились торгово-промышленные мельницы. Одним изкрупнейших мукомолов был купец Иван Лутманов. Вокруг его мельницы образовался пруд, вполне пригодный длязагородного отдыха.

На этом месте сейчас стоит дом отдыха Просвещенец.

Выше потечению Малая Алматинка представляла изсебя уголок первозданной природы, отлично подходящий дляпеших походов, которые, видимо, составляли основной досуг жителей города.

Грохочущие горные водопады вверховьях Малой Алматинки, наверное, производили наверненцев особое впечатление. Река вто время имела бурный поток, аее берега небыли залиты бетоном.

Но, пожалуй, самым популярным местом длязагородного рандеву угорожан было живописное Малое Алматинское ущелье, урочище Медео исклоны Горельника.

Открытки запечатлели удивительную первозданную красоту ущелья задолго допоявления знаменитого катка, когда его склоны еще небыли застроены коттеджами.

Вид напригорок, где располагается турбаза Горельник.

Озеро было популярным местом дляпрогулок налодках иохоты. Сюда приезжали гости изстолицы ииностранные ученые, исследовавшие Семиречье. 7 июля 1963 года сель практически уничтожил озеро, носейчас, благодаря возведению искусственной плотины, оно восстановилось на50% отсвоего прежнего объема.

В коллекции Слащёва имеется ифотооткрытка свидом Аксайского ущелья. Это живописное место сейчас входит втерриторию Иле-Алатауского национального парка.

Котловина Большого Алматинского озера.

Иной раз, чтобы заснять красивые виды, фотографам вместе стяжелым оборудованием приходилось совершать трудные восхождения.

Интересные виды дляоткрыток фотографы находили нетолько вблизи города, нои вотдалении отнего наберегах реки Или.

Коллекция Александра Слащёва это уникальное свидетельство прошлого. Эти маленькие кусочки картона стали документами, запечатлевшими изображения нашего города, его окрестностей ижителей вначале прошлого века.

Все открытки изколлекции Александра Яковлевича Слащёва. Мы выражаем ему большую благодарность заразрешение наих публикацию. Также благодарим краеведа Ольгу Сергиенко, которая помогала коллекционеру сатрибуцией (определением места действия) открыток.