Новости

Нижегородские власти могут пустить трамвайную линию по воздуху

31.10.2013

Олег Александрович, вы уже почти три года работаете главой администрации Нижнего Новгорода, приэтом врамках так называемой двуглавой системы. Насколько она эффективна дляуправления городом посравнению спрежней, когда мэр избирался напрямую жителями?

Олег Кондрашов: Если бы я был выбранным мэром, работать было намного проще, так какрешения принимались бы водном месте. Но я неговорю, что это хорошо. Сейчас муниципальная власть привыкает работать нев декларируемой, ареальной ответственности перед жителями. Оценка выбранному мэру дается, какправило, перед следующими выборами, то есть раз в4-5 лет. Да ито исход переизбрания вомногом будет зависеть неот реальных дел, аот проведенной предвыборной кампании. Двуглавая система недает расслабиться, депутаты могут разорвать контракт сглавой администрации когда угодно. Глава города идепутаты гордумы осуществляют постоянный контроль заработой администрации.

Можно долго спорить иобсуждать, насколько депутаты городских дум впринципе профессиональны, искренни, компетентны. Но то, что они спревеликим удовольствием ив полной мере пользуются своими полномочиями относительно контроля итребования отчетности, вы можете быть вэтом уверены. Это сложно ииногда даже досадно. На пути креализации каких-либо проектов стоит огромное количество заседаний комитетов, комиссий, самой гордумы, которая все разбирает покосточкам. Конечно, возникают сложности. Разговор произменение формы собственности парка Швейцария шел года полтора, гордума кэтому вопросу подошла сверхвнимательно. И вэтом есть свои плюсы, потому что я двадцать раз подумал, аправильно ли то, что планирую делать. В итоге практика показала, что решение было единственно верным.

По поводу выбранных иназначенных мэров. Часто звучит мысль мы невыбирали главу города. Как это невыбирали? Он был избран депутатом гордумы ивпоследствии назначен точно такими же избранными депутатами напост главы города. С другой стороны, ачто, неможет быть всенародно избранный мэр самодуром, который наворотит дел, прикрываясь тем, что ему доверили этот пост жители? Такие примеры были. А вообще я глубоко убежден, что людям нетак важен символизм выборности, каккачество работы власти.

Три дня вы провели насеминаре-совещании дляглав российских городов вМоскве, организованном администрацией Президента. В числе прочих обсуждались вопросы развития городской среды. Что конкретно длясебя вы вынесли изэтой поездки, что будет реализовано унас вгороде?

Олег Кондрашов: В Москве прозвучала важная цифра 70 процентов населения России живет вгородах. Это значит, что откачества работы городских властей зависит отношение жителей кжизни встране итем, кто ими управляет.

В современных российских городах все впорядке сторговыми центрами, офисами, производствами это сформировал рынок. А стем, что называется комфортным городским пространством, серьезные проблемы. Мы постоянно говорим пропатриотизм. Он складывается излюбви, гордости засвой двор, вкотором вырос, засвой район игород. Наша задача сделать так, чтобы ужителей таких поводов длягордости было какможно больше. Это вопрос сохранения исторического центра, проектов развития Нижневолжской набережной, Рождественской стороны итак далее.

На семинаре было очень много хороших примеров, какизменить городскую среду клучшему всего занесколько лет. Я прямо записывал. Есть Тирана столица Албании. Казалось бы, непример дляНижнего Новгорода. В Тиране решили перекрашивать фасады домов там похожая однотипная застройка вовсе цвета, кроме серого. Какого цвета наши микрорайоны та же улица Надежды Сусловой? Серые. Все это неможет несказываться навосприятии мира. При этом подобный проект можно реализовать совсем занебольшие деньги.

Проектов было очень много. На семинаре мэрам предложили встать наместо жителей исказать, что бы мы хотели видеть всвоих городах? Я ответил, что нам нужно возродить речной транспорт, сделать береговую инфраструктуру, сейчас город ирека живут отдельно друг отдруга. Я предложил сделать эко-деревню, думая оЩелковском хуторе. Сейчас это заброшенный памятник природы. Возможно сделать наэтом месте национальный парк, благоустроенный дляжителей. Будем думать вэтом направлении.

Кстати, какой вам видится судьба Музея архитектуры ибыта народов Нижегородского Поволжья, который сейчас находится вплачевном состоянии. С 1 января он будет вгородском, ане областном подчинении. Общественность давно бьет тревогу поэтому поводу.

Олег Кондрашов: Что касается музея, то хуже, чем есть сейчас, уже небудет. Там можно начинать все заново, вместе смузеем деревянной скульптуры возможно сделать иупомянутую эко-деревню, вплоть дотого, что где-то рядом завести домашних животных, ато многие горожане всельской местности ниразу небыли.

О реакции общественности наработу власти вцелом ипо этой ситуации вчастности. У нас многие привыкли быть вроли жертвы. Такие люди говорят: мы непринимаем решений, все делает власть, естественно, чаще всего нетак, какнадо. Есть группы людей, которые круглыми сутками обсуждают работу власти нафорумах, апри этом, все ли они сами сделали, чтобы мир вокруг был лучше? Сначала надосделать что-то самому, апотом давать оценки другим. И это, втом числе, власть должна менять людей, пробуждать вних ответственность.

Приведу пример мэра Боготы, столицы Колумбии. В городе были огромные проблемы спреступностью, неуважением надорогах, мусором. Знаете, что он делал? Он одевался вкостюм супермена иходил погороду, привлекая внимание втом числе СМИ ктем, кто, мусорит, нарушает правила. Люди чувствовали себя неуютно, многим было стыдно, иони исправлялись.

По улицам Боготы ходили мимы изаставляли водителей соблюдать ПДД, высмеивая тех, кто паркуется натротуарах, непропускает пешеходов. Дошло дотого, что мимы стали чуть ли неавторитетнее сотрудников местной дорожной полиции. Люди по-другому посмотрели насебя, стала складываться атмосфера нетерпимости ктому, что мы каждый день видим ис чем миримся.

Комфортная городская среда это еще иситуация надорогах. ГИБДД несправляется срегулировкой дорожного движения вгороде. Может быть, стоит создать специальную муниципальную службу, которая регулировала бы траффик, помогала избегать пробок? Вовлечь вэту работу активных граждан, готовых стать волонтерами наподобие упомянутых мимов?

Олег Кондрашов: Для начала нужно, чтобы каждый горожанин вел себя надороге ответственно, начал исправлять ситуацию ссебя. Не парковался, где это неположено, невыезжал бы наперекресток, если впереди затор. Хотя бы перестал выбрасывать мусор измашины вокно, далеко невсе это делают.

Второе. Главным заказчиком услуги поорганизации движения является городская власть. ГИБДД действительно бывает, что несправляется, бывают ситуации, когда вкаком-то районе втечение дня нет ниодного экипажа. Рано илипоздно вопрос передачи муниципалитету функций полиции общественной безопасности, парковочной, экологической полиции будет решен. Сейчас это невозможно всилу ограничений федерального законодательства.

В этом году отопительный сезон стартовал безсерьезных сбоев ивновь досрочно. Может быть, пойти дальше ивключать тепло нецентрализованно решением мэрии, апо заявкам жителей черезДУКи, ТСЖ, УК?

Олег Кондрашов: У нас порядка 10 тысяч многоквартирных домов, часть изних отапливается индивидуальными илилокальными котельными, ноэто неболее 20 процентов. Все остальное центральное отопление, большие ТЭЦ, какАвтозаводская, Сормовская, это наследие советского планирования, почти нигде вмире такого нет. С одной стороны, производство тепла там более дешевое, новедь его еще надодовести доквартиры. Когда трубы ветшают, их надоремонтировать это огромные затраты. У нас только магистральных ивнутриквартальных труб 2,5 тысячи километров. За прошлый год отремонтировано 80 километров, иэто уже достижение. Я считаю, что вбудущем отцентрализованной системы отопления надоуходить впользу индивидуальной. Но быстро отказаться отнынешней системы технически невозможно.

Вообще, ЖКХ самая больная дляжителей тема, нообсуждение всегда идет содной стороны дайте денег, чтобы все исправить, починить, улучшить. Заставьте управляющие компании (УК) работать эффективно. При этом жалующиеся напрочь забывают отом, что они сами являются собственниками жилья итакже несут ответственность запорядок всвоем хозяйстве. Они нанимают врыночных условиях УК инесут ответственность засвой выбор. К примеру, ужителей частных домов таких проблем намного меньше. Они непишут, что уних неубирают снег, нет тепла итак далее. Мы должны научить людей разбираться всвоих правах иуметь отстаивать их, пользоваться теми полномочиями длярешения проблем, которые уних уже есть.

Для этого мы вовлекаем общественность вобсуждение городских вопросов. Это наша программа Большой муниципалитет, которая работает уже второй год. Активным жителям дается возможность сформулировать свои предложения, часть изних уже реализуется. В частности, речь идет овозрождении института управдомов.

Недавно мэрия закупила новые поезда метро, до2018 года планируется обновить весь подвижной состав. Какие планы пообновлению парка автобусов итрамваев?

Олег Кондрашов: Проблема общественного транспорта состоит издвух частей. Первая организация сообщения, унас сдавних времен отсутствует комплексная транспортная схема. Поэтому многие маршруты дублируются, метро из-за этого чуть неразорилось, так какпо тем же направлениям ездило много частных перевозчиков. После введения встрой станции Горьковская, метро оживилось, сейчас вычищаем автобусные маршруты, которые дублируют подземку.

Вторая состояние подвижного состава, сейчас оно неудовлетворительное. Хотя мы уже заставляем частников закупать новые автобусы, появилось много оранжевых ПАЗиков последней модели. Также мы подали заявку напокупку автобусов итрамваев наусловиях софинансирования сфедеральным бюджетом. До конца года ждем ответа правительства, если его небудет, 200 автобусов мы купим сами, ждать уже нельзя.

Что касается трамваев, то заними будущее, вэтом году наусловиях софинансирования сфедеральным бюджетом мы купили 20 вагонов, подали заявки набудущий год. Надо создать условия дляразвития этого вида транспорта, впервую очередь, речь идет овыделенных линиях. Планируется новая линия доЩербинок, метро тянуть туда дорого ине известно, когда наэто появятся деньги. В качестве варианта рассматривается строительство трамвайной ветки наАнкудиновском шоссе либо надпроспектом Гагарина, когда пути проложат наспециальных опорах. Это может показаться фантастикой, ноя хочу сказать, что ненадо бояться масштабных проектов, ненадо бояться мечтать!

Не так давно я предложил обсудить проект развития Нижневолжской набережной сделать эту зону полностью пешеходной, амашины убрать вподземный тоннель. Что тут началось! Было много положительных отзывов, пошло обсуждение, втом числе вэкспертном сообществе, что немаловажно. Но некоторые обвинили ив маниловщине, вжелании попилить бюджет, назвали фантазером. А ведь это была идея, концепт, направление нашей мысли, какможет развиваться город.

Почему мы так боимся помечтать? Я уверен, что через10 или20 лет Нижневолжская набережная обязательно станет пешеходной. Нужно замахиваться набольшое. Иначе мы будем просто строить типовые дома иремонтировать дороги, что конечно, надоделать. Но рядом будет невиданными темпами развиваться та же Казань, где власти иархитекторы небоятся рисковать, реализовывать крупные проекты, которые делают город краше. И жители будут уезжать туда, где кто-то мечтал иделал что-то изряда вон выходящее.

В том же Мадриде убрали дорогу нанабережной реки, сделали пешеходную зону. Никто неумер, катастрофы непроизошло. Та же ситуация вПариже, где набережная Сены станет окончательно пешеходной. В Нью-Йорке построили Хай-Лайн парк набывших железнодорожных путях, которые шли надземлей. Там ежегодно гуляют 4,5 миллиона туристов. Чем мы хуже? Всего можно добиться прижелании. Давайте верить вмечты, они закладывают основу будущего развития.