Новости

Ни одного повода для радости: в Калининграде прошла премьера немецкого фильма о Черняховске

11.04.2014

Кинокартина открывается архивными фотографиями: Черняховск в1949 году. Город-руины. Чёрно-белые снимки сменяются серым зимним пейзажем. Это долгая дорога домой. По пути вбывший Инстербург, где в1934 году родилась Гудрун Вассерман, мы попадаем вУшаково (Хайлигенвальде). Здесь восстановленную нанемецкие средства кирху передали РПЦ. Далее попути посёлок Глушково (Пббишкен). Там мы знакомимся сдояркой местного колхоза, которая заботливо раскладывает насукне медали ударника социалистического соревнования. Это пролог.

В самом Черняховске отИнстербурга осталось имного, имало. На въезде вгород камера замечает советские пятиэтажки икаркас административно-торгового здания. Один изгероев фильма рассказывает историю немецкой полуразрушенной кирхи, которую перестроили вавтомеханический завод. В кадре крепкая кирпичная кладка сготическими стрельчатыми окнами, асверху советская пристройка изжёлтого кирпича.

Врач-психиатр рассказывает обархитектурных потерях вовремя реконструкции больницы. Из-за утепления фасада навсегда утрачены кирпичные орнаменты настенах бывшего здания городской тюрьмы, которое было построено известным немецким архитектором Карлом Шинкелем. Пока герои фильма говорят о создании комфортной дляжителей среды, вкадре мелькают немецкие жилые дома соблупившейся штукатуркой иполуразрушенные укрепления посреди пустырей.

Зеркало, вкоторое нам предложила заглянуть Гудрун Вассерман, произвело сильный эффект. Многие зрители неприняли немецкий взгляд накалининградскую действительность иотстаивали свои позиции вдискуссии ссемидесятилетней создательницей картины.

Анастасия Карпенко, активистка, которая борется засохранение брусчатки вКалининграде, отметила резкий контраст между историями людей идепрессивными кадрами разрушений. Я неувидела вфильме ниодной истории успеха, имне интересно, это было намеренно, это авторский приём, илинет? Потому что я знаю, что были иположительные примеры борьбы засохранение культурного наследия прокомментировала премьеру зрительница. Режиссёр фильма ответила, что никакого искусственного контраста она несоздавала: Архитектурное наследие Черняховска действительно находится втяжелом состоянии. И меня восхищает, что жители прилагают такие большие усилия, чтобы сохранить свои любимые места. Но необходимы просто чудовищные объёмы финансирования, иэто проблема нетолько Черняховска ималых городов. Она есть ив Европе.

Краевед Борис Адамов ещё более жёстко высказался офильме: Фильм любительский, затянутый, неинтересный искучный, это я говорю прямо. Любой город втой же Германии можно показать так ив такое время года, что спросят, кактам можно жить. Создательница фильма эмоционально ответила накритику: Я родилась вэтом городе ия помню его, нотолько вернувшись сюда после многих лет, я осознала, насколько он красивый. У меня небыло задачи показать Черняховск внекрасивую пору года, нои снимать красивое кино призакате солнца ипод печальную музыку небыло моей задачей. Я хотела показать, какбеззащитен этот город вовсей своей красоте защищала свою картину Гудрун Вассерман.

Но красоты вфильме, действительно, мало. Противоречие между словами режиссёра опозитивном взгляде наинициативных людей итем, что было предъявлено зрителю наэкране, несмотря нина что остаётся. Как будто акт принятия ипрощения прошлого несостоялся. Возможно, Гудрун Вассерман неосознаёт ине видит, сколько боли веё картине. Возможно, она действительно верит втолерантные слова, которые написаны ванонсе кфильму. Но подсознательная боль отвстречи с поздней Родиной остаётся. Этот фильм недаёт зрителю ниодного повода длярадости, отметил кто-то иззрителей.