Новости

Какие бородатые женщины оставили след в массовой культуре

13.05.2014

Живопись

Вообще, аномально большое количество волос нателе илице медицине известно подназванием гипертрихоз, этому заболеванию, вызванному множеством причин, могут быть подвержены имужчины, иженщины, идети. Избыточный рост волос уженщин по мужскому типу называется иначе гирсутизм. Синдромы эти были известны задолго доих научной классификации, первым же человеком, гипертрихоз которого был описан именно медиками, был уроженец Канарских островов Педро Гонсалвус. Среди европейской знати (в том числе, коронованных особ) вте времена было модно держать вкачестве шутов людей сэкзотической внешностью откарликов дочернокожих. Таким же образом трудоустроился иГонсалвус придворе французского короля Генриха II гонителя протестантов имужа Екатерины Медичи. Известно, что Генрих испытывал к волосатому пажу симпатию, иГонсалвус получил прекрасное образование, апока одни ученые его обучали, другие (в частности, медики) изучали. Как выяснилось позднее, болезнь Гонсалвуса передавалась понаследству, причем ген лохматости был чрезвычайно устойчив повышенным уровнем растительности отличались все его семеро детей, втом числе, дочь Тогнина. До нас дошел портрет Тогнины Гонсалвус работы Лавинии Фонтаны художницы болонской школы, избранной вРимскую академию. Женщины художники, тем более, академики были потем временам огромной редкостью (речь, между прочим, овторой половине XVI века, то есть, донаступления Эпохи просвещения), поэтому работы Фонтаны изучены хорошо. Даже несмотря нато, что её главный труд алтарный образ"Мученичество Святого Стефана", созданный дляцерквиСан-Паоло фуори ле Мура позаказу Римского папыКлимента VII, погиб припожаре.Так, засчет диагноза отца икартины Фонтаны, Тогнина Гонсалвус, продолжившая карьеру родителя вПармском герцогстве, прославилась ввеках.

О Магдалене Вентура мы знаем благодаря другому художнику инадписи по-латыни, оставленной им нахолсте: Великое чудо природы Магдалена Вентура изгорода Аккумоли вкоролевстве Неаполитанском, ввозрасте 52 лет. И примечательно, что в37 лет она начала становиться волосатой иотрастила бороду столь густую идлинную, что скорее таковую увидишь набородатом мужчине, чем наженщине, которая родила перед этим троих детей отсвоего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите. Дальше подпись: Хусепе де Рибера. То бишь, Хосе де Рибера, которого считают наиболее выдающимся испанским гравером изтех, что работали доГойи (кстати, позднее Гойя выполнил реплику данного портрета). Наиболее известные полотна Риберы Мученичество святого Филиппа и Святая Инесса, нопортрет Магдалены Вентуры тоже весьма знаменит ив каталогах называется буквально Портрет бородатой женщины. Примечательно, что написан он был позаказу герцога Алькала известного коллекционера произведений искусств. В целом всоздании такого портрета ничего удивительного нет: эпоха барокко отмечена повышенным интересом к диковинам, втом числе диковинным уродствам, ипортрет Вентуры далеко неединственное произведение такого рода. Существовал даже особый поджанр лос труанес, то есть, портреты придворных шутов икарликов. Знаменитый цикл Веласкеса это именно лос труанес. А портреты бородатых женщин (как правило, назаказ) рисовали, вчастности, такие художники какХуан Санчес Котан,Антонис Мор иВиллем Кей. Картина последнего подназванием Портрет Маргреты Халсебнер изБазеля, илиЖенщина сдвумя бородами считается утраченной.

Цирк икинематограф

Вплоть до40-х годов XX века большинство цирков (в том числе, вРоссийской империи) представляли собой непросто демонстрацию человеческих возможностей, оформленных ввиде шоу, апередвижные выставки чудес, где дрессированный слон был такой же важной частью зрелища, каки люди сярко выраженными отклонениями. Свою бородатую женщину какэлемент представления имел практически каждый цирк, причем современем такой род диковин приелся, иценить начали женщин непросто бородатых, а, допустим, бородатых ибезруких. Даже если отложить всторону то, что условие уродство равно товар подчас имело следствием чудовищные операции надлюдьми иискалеченные судьбы, сам факт подобных увеселительных мероприятий внаше время кажется чем-то глубоко аморальным. Об аморальности подобного рода шоу ибыл в1932 году снят фильм Тода Броунинга Уродцы, признанный ныне шедевром мирового кинематографа.

До Уродцев Броунинг уже успел заработать мировую славу, срежиссировав знаменитого Дракулу сБелой Лугоши. Поэтому напроект (по изначальной задумке фильм ужасов) выделили существенной финансирование, ана главные роли планировали пригласить голливудских звезд. Броунинг, успевший вюности поработать вбродячем цирке, отэтой идеи отказался, иснял пофакту драму, где цирковых уродцев играли реальные цирковые артисты, причем, подсобственными творческими псевдонимами. Это касается и леди Ольги Родерик, урожденной Джейн Барнелл, одной изсамых известных бородатых женщин вмире, отдавшей всю жизнь цирковым гастролям исъемкам вмалобюджетных фильмах. Сюжет у Уродцев следующий: циркачка Клеопатра расстраивает свадьбу двоих коллег цирковых карликов Ганса иФриды, узнав, что Ганс унаследовал огромное состояние. Вместе сосвоим любовником цирковым силачом Геркулесом, Клеопатра планирует обольстить иотравить Ганса, нов дело вмешивается алкоголь: насвадьбе, все гости которой уродцы изцирка, уКлеопатры развязывается язык ивсе видят, что кколлегам-инвалидам она относится сомерзением иненавистью. В итоге Ганс лишь сделает вид, что яд достиг цели, а уродцы красавице Клеопатре мстят, имстят страшно: превращают вочередную звезду шоу уродливую женщину-птицу.

Несмотря нато, что посыл уфильма гуманистический, ав его центре были истории настоящей любви ипримеры непоказного милосердия, работа Броунинга привела студию вужас: ленту подвергли жестокой цензуре, аоригинал вовсе уничтожили. Не помогло иэто: фильм запретили за безнравственность нетолько вомногих штатах, нои странах, и вторая жизнь пришла кнему только в60-х годах. Ныне, какуже сказано выше, его относят кшедеврам черно-белого кино, авот современники Уродцев, мягко говоря, неоценили. Сыгравшая внем леди Ольга, кстати сказать, была врядах критиков картина показалась ей чересчур жуткой имрачной.

Про другую звезду цирка мексиканку Хулию Пастрану фильмов неснимали, ноизвестна она даже больше, чем леди Ольга. О ней писал сам Чарльз Дарвин, упомянув, что, несмотря науродство, Пастрана замечательно танцевала ибыла доброй иприветливой. В качестве цирковой икомедийной актрисы, эта женщина долгие годы гастролировала помиру, втом числе, поРоссии, где родила ребенка и, вслед заним, скоропостижно скончалась.

Мужем иотцом ребенка Пастраны был продюсер актрисы (к тому моменту уже всемирно известной) Теодор Лент, показавший себя человеком ввысшей степени циничным. Еще прижизни Пастраны поговаривали, что дляЛента это брак порасчету лишь бы золотая жила неушла кдругому. После смерти несчастной это стало очевидным уже длявсех: изтел жены исына продюсер сделал вМосковском университете мумиии продолжил гастроли уже сними. Затем был брак сеще одной бородатой женщиной, нов конце концов приютом дляЛента стала психиатрическая больница вПетербурге. Что дотела Пастраны, его захоронили вМексике только впрошлом году спустя 150 лет после смерти. Все эти годы мумия находилась восновном вНорвегии, где выставлялась вчастной Комнате ужасов, подвергалась нападениям вандалов, изучалась вИнституте судебной медицины, аоднажды ивовсе была похищена неизвестным.Известно также, что принацистской оккупации мумию хотели уничтожить, носохранили, рассчитывая, что её демонстрация принесет Рейху пусть маленькую, ноприбыль.

Литература ифольклор

Поскольку литература всвой классический период описывала восновном реалии жизни, упоминания бородатых женщин какнекого площадного аттракциона встречаются умногих классиков. Имя той же Хулии Пастраны (или, если нарусский манер, Юлии) можно найти вповести Льва Толстого Поликушка, врассказе Аркадия Аверченко На Французской выставке засто лет иромане Всеволода Крестовского Петербургские трущобы. Писатели-фантасты, что называется, развили тему, опираясь уже нафольклор. В этом смысле упомянуть можно многое, кпримеру, кицунэ японского оборотня. По одной изверсий, больные гипертрихозом могли стать одной изоснов народных европейских легенд о вервольфах. В японской же мифологии нечеловек обращается вживотное, аживотное вчеловека, причем этот процесс ассоциировался нес волком (волки вЯпонии неводятся), ас лисицей злым демоном кицунэ, который мог принимать обличье женщин, подчас красивых, подчас уродливых, иногда бородатых.

Кроме того, бородатые жены удел народа гномов, что родом изскандинавской мифологии. Знаменитый английский писатель Терри Пратчетт всвоей серии Плоский мир, созданной вжанре сатирического фэнтези, изрядно поглумился надэтой деталью: дляего персонажей-гномов было очень важнотактично определить, кто же скрывается подбородой, мужчина илиженщина".

Бородатые старухи (как правило, якшающиеся снечистой силой) присутствуют ив славянском фольклоре, перекочевав оттуда влитературные образы. Так, уМихаила Пришвина в У стен града невидимого читаем: Варнава-чудодей помог царю Ивану взять Казань. Теплится надего гробницей свеча, автёмном углу пророчествует бородатая старуха: И придёт Аввадон вПитенбург, исядет нацарство, идаст печать сцифрой шестьсот шестьдесят шесть.Другое дело, что вданном случае речь идет нео ведьмах, ао религиозных старообрядцах изглухих деревень.

Музыка имода

Пожалуй, теперь сценическое альтер-эго Томаса Нойвирта (то есть, Кончита Вурст) стала самой известной вмире поющей бородатой женщиной. Благодаря Евровидению Нойвирт существенно монетизировал свою эстрадную фишку, задуманную, сего слов, врамках провокации идискуссий вокруг инаковости: чтобы длялюдей было важно нето каквыглядит человек илиоткуда он родом, ноглавное что это зачеловек, чтобы люди научились разглядывать иценить то, что скрыто за фасадом. Другое дело, что мужчины срастительностью налице, переодетые вженщин, это несказать, чтобы очень ново. Да, так всерьез, надолго иуспешно подобный образ вроде бы никто насебя непримерял. Но, кпримеру, вклипе напесню I Want toBreak Free группа Queen вполном составе предстает вобразах женщин-домохозяек. Бороды нет ниу кого, нознаменитые усы Фредди Меркьюри вналичии. Однако, поскольку кМеркьюри, каки кВерке Сердючке (второе место на Евровидении, между прочим) столь громогласных претензий вразвращении молодого поколения прежде непредъявлялось, видимо, проблема все-таки вбороде.

Теперь омоде. Высокая мода ориентирована насоздание привлекательных образов, аназвать привлекательным образ бородатой женщины сложно. Но итут есть свои прорывы: так, вопределенных кругах получила известность модель поимени Адре Джей сия чернокожая транс-квин ивпрямь бородата, причем надопонимать, что понятие в определенных кругах включает всебя обложки модных журналов смировым именем. Фотографии искать несоветуем зрелище специфическое.

И последнее. В разговоре обобразах бородатых женщин вискусстве просто необходимо упомянуть Михаила Галустяна каксвидетельство того натиска, которому отечественная культура снекоторых пор подвергается. Нашествие отставных кэвээнщиков вкинематограф стало длянационального кино настоящей катастрофой, которую осознали далеко несразу (а многие неосознали досих пор). Причем, беда нетолько втом, что речь идет окинопродукции очень низкого какинтеллектуального, так ихудожественного качества. Но ив том, что эта продукция приносит стабильный инемалый доход, то есть пользуется спросом.

Комедия Самый лучший фильм 2 вэтом смысле неисключение впрокате она принесла около13 миллионов долларов, что очень немало, хотя иниже результатов первой части, заработавшей почти 30 миллионов. Именно вэтом фильме бородатый артист Галустян сыграл российскую императрицу Екатерину II. Еще прижизни Екатерины европейская (но, впервую очередь, польская) пресса распространяла оней всяческую похабщину, живописуя глупость, жестокость иразвратность государыни. Именно такую Екатерину II родом избородатых польских анекдотов Галустьян исыграл, подготовив тем самым российскую землю кпришествию Кончиты. Что бы ниговорил Милонов, абородатыми женщинами нас теперь неудивишь.