Новости

Бунтовщики в полете

05.05.2014

Режиссер-постановщикJR, долговязый француз внеизменных темных очках ифетровой шляпе, скрывший имя заинициалами, допрошлого года невидел ниодного балета. Он называет себя фотограффитером, скрещивая слова фотография и граффити. Обласканный рецензентами, он выставляет свои работы всамой большой галерее мира наулицах мегаполисов, крышах поездов иметро. А все началось вБоске неблагополучном многотысячном квартале впарижском пригороде Монфермей, где десять лет назад 20-летнийJR создал проект Портреты поколения. Фотографируя горожан наулицах, он размещал огромные изображения настенах ифасадах их собственных домов. Когда год спустя там вспыхнули беспорядки, коллажиJR, освещенные пылающими машинами, стали фоном всех телевизионных картинок, сделав автора знаменитостью. В короткой партитуре Боске культовый поп-музыкант Вудкид использовал свои фирменные приемы. Под автоматную очередь барабанной дроби, усиленной криком горнов игрозным хрипом тубы, бегут ватаку клоны Рэмбо с гранатометами вруках свернувшимися калачиком девушками свытянутой вперед ногой. Им противопоставлены стройные ряды кордебалета, решительно балансирующего напуантах: полицейский порядок государства против броуновского напора бунтарской массы. Между непримиримыми противниками мечется одинокая балерина (Лорен Ловитт): одетая вбелоснежную, носкомканную, какбумага, классическую пачку, она играет роль прессы. Увернуться откишащих людских толп идоставить материал вредакцию ей неудается сбитая сног иедва незатоптанная безумствующей толпой свободная пресса неиспытывает тем неменее нималейшей благодарности кподнимающему ее наноги лидеру бунтовщиков Лилу Баку, исполнителю уличных танцев встиле мемфисского джукинга, приглашенному впроект из Цирка дю Солей. Этот 25-летний парень изЛос-Анджелеса синопланетной походкой Майкла Джексона ипо-змеиному, назависть всем Одеттам, струящимися руками сам посебе знаменитость. Он танцует вкроссовках, какв пуантах поднимаясь напальцы, иумеет складываться вчетыре раза, положив ногу себе наплечо. Он растекается начасти, будто его тело сделано изжидкого металла, какв Терминаторе-2. Но классического балетного языка Лил Бак незнает, аЛорен Ловетт неумеет говорить наего жаргоне (вот ипример взаимонепонимания интеллектуалов ипредставителей народных масс). Ну арежиссерJR незнает обоих языков, ипотому исполнители предоставлены самим себе. Лил Бак поставил свои танцы сам, адля балерины потрудился Питер Мартинс, худрук труппы NYCB. Впрочем, хореография вэтом политическом памфлете играет второстепенную роль.


Фотограффитическое прошлоеJR иего любовь кбольшим вертикальным панелям позволяют проекту вырулить изхореографического коллапса. Эмоции пары протагонистов показаны непластикой их тел, аотдельными деталями будто подлупой: герои застывают внеподвижности, ана задник вэтот момент проецируются крупным планом их лица, едва шевелящиеся пальцы, ее выворотные стопы впуантах иего недотянутые вбелых кроссовках.

Сюжет тем временем продолжает движение: мужское обаяние мятежника побеждает представительницу прессы. Но хеппи-энд недля современного мира вмелодию их лирического дуэта врывается сухая барабанная дробь, героев разделяет шеренга кордебалета, затянутого впятнистые облегающие комбинезоны, черные кружочки которых выглядят какгазетный шрифт. Авангардный режиссерJR почти буквально цитирует мысль древнего грека Эзопа: слова могут соединить людей, номогут иоттолкнуть друг отдруга.