Архитектурные конструкции(Страница: 114)

Страница: 
114

Архитектура читать ХV.2. Каркасный остов 114

Возведение зданий каркасной конструкции началось в конце прош­лого века и довольно быстро распро­странилось по странам Америки и Ев­ропы. Конструкции каркасных зданий за это время прошли значительную эволюцию. Обобщение и анализ опыта зарубежного и отечественного каркас­ного строительства позволил выявить определенные тенденции его развития и выбрать наиболее рациональные кон­структивные схемы для применения в отечественном многоэтажном строи­тельстве.

Первым зданием каркасной конст­рукции в США следует считать по­строенное архитектором Дженнеем в 1883 г. 10-этажное здание с чугунными внутренними и наружными колоннами, поддерживающими перекрытия. В этом здании наружная стена самонесу­щая — несет только собственный вес и не поддерживает перекрытия. В связи с таким, новым тогда изменением функции стен возникла необходимость в конструкциях, которые должны были обеспечивать пространственную жест­кость и устойчивость многоэтажных зданий. Ими стали жесткие вертикаль­ные плоскости каркаса, предназначен­ные создавать совместно с горизон­тальными жесткими плоскостями-пере­крытиями необходимую пространствен­ную жесткость и устойчивость здания. Стены же стали применять навесны­ми. В годы, предшествующие второй мировой войне, ведется интенсивное строительство небоскребов с примене­нием стального каркаса.

В начале ХХ в., после научного обоснования методов расчета железо­бетонных конструкций, железобетон находит применение и для каркасов многоэтажных зданий.

При проектировании железобетон­ных каркасов схемы стальных карка­сов были повторены без существенных изменений. Однако железобетонные каркасы получили в американской практике многоэтажного строительства значительно меньшее распространение, чем стальные. Анализ практики строи­тельства многоэтажных зданий в США до 1945 г. показывает, что конструктив­ные решения каркасов не объединены общей идеей и направлением проекти­рования, в большинстве своем доста­точно сложны и неэкономичны. Ус­ложненные объемно-планировочные решения приводили соответственно к усложнению конструкции каркаса.Для европейской практики много­этажного строительства характерно широкое использование монолитных железобетонных каркасов. В послед­ние годы в строительстве многоэтаж­ных зданий в странах Европы начина­ют применяться и сборные железобе­тонные конструкции. Наиболее харак­терные особенности современного мно­гоэтажного каркасного строительства в Европе: использование конструктив­ных схем каркасов связевой системы с выполнением диафрагм жесткости в виде монолитных стенок; стремление к увеличению размеров модульных яче­ек каркаса ради получения широкой свободы в планировочных решениях, даже в ущерб расходу материалов — стали и бетона.

В современной американской прак­тике строительства многоэтажных зда­ний наряду с традиционными в пос­леднее время появился ряд новых ре­шений. В отдельных высотных соору­жениях привычный тип каркаса с кир­пичным заполнением наружных ог­раждений между колоннами заменяет­ся конструкцией, состоящей в плане из двух концентрических, входящих одна в другую, стен, которые образуют сов­местно работающее внутреннее ядро и наружную «оболочку» — «каркасную стену» — с опирающимися на них междуэтажными перекрытиями. Эта система получила название «труба в трубе» (рис. ХУ.12). Несколько зданий такой ядрооболочковой конструкции уже возведено.