Архитектурные конструкции(Страница: 119)

Страница: 
119

Архитектура читать ХV.2. Каркасный остов 119

Конструктивная форма настилов для пролета 9 м выбрана в виде 2Т (см. рис. ХХII.3). Ширина настилов 3 м. Сопоставления показали, что по расходу бетона и стали такой тип нас­тила примерно на 15 % выгоднее, чем коробчатый настил.

Компоновка каркаса.Практика многоэтажного строительства показы­вает, что вопросам рациональной ком­поновки каркасов зачастую не уделя­ется достаточного внимания. Можно наблюдать значительную разнотип­ность ячеек и относительно большое разнообразие принятых шагов, препят­ствующее типизации элементов карка­са: отклонения от оптимального по эко­номической целесообразности шага — 6 м, приводившие к увеличению расхо­да стали и к усложнению конструктив­ных форм элементов каркаса; недоста­точно четкую компоновку остова по вертикали, выражающуюся в смеще­нии осей колонн по вертикали, в уст­ройстве так называемых «подвесных» колонн, что также приводит к неоправ­данному увеличению расхода стали (рис. ХV. 17).

Вместе с тем даже -при достаточно сложных технологических требовани­ях, при сложной объемно-планировоч­ной компоновке удается достичь чет­кости, найти органичное их сочета­ние с конструктивным решением, со­кратить количество модульных ячеек каркаса до трех-четырех, ограничиться двумя-тремя высотами этажейит. п. Об этом говорят, в частности, приме­ры решения таких сложных сооруже­ний, как Общесоюзный телецентр, больничные комплексы, учебные ин­ституты, лабораторные корпуса и др., рассмотренные ниже. На рис. ХV. 18 показаны условные примеры компо­новки каркасов зданий и перекрытий, а также возможные варианты разме­щения лестничных клеток.

Диафрагмы жесткости следует распределить равномерно по плану здания. Примеры рациональной ком­поновки диафрагм жесткости приведе­ны на рис. ХV. 13. Диафрагмы приме­няют одной высоты с сохранением ос­новных геометрических размеров попе­речных сечений по всей высоте. Допус­кается не доводить на один-два этажа диафрагмы жесткости до покрытия.

image178.jpeg

Рис. XV. 17. Пример неудачной компоновки с устройством «подвесных» колонн: 1 — элементы сборного железобетонного каркаса; 2 — «подвесная» колонна; 3 — стальная ферма; 4 — стальные колонны; 5 — стальная балка

image179.jpeg

Рис. ХV. 18. Обобщенный пример компоновки каркаса и возможные варианты размещения лестниц

Перебивка в размещении диафрагм по этажам не рекомендуется.

Также не рекомендуется распола­гать диафрагмы в торцах здания в свя­зи со значительными трудностями уст­ройства наружных панельных стен.

Деформационные швы.Здания про­ектируют в виде одного или несколь­ких температурных блоков, разделяе­мых деформационными швами. Каж­дый блок рассматривается как отдель­ное сооружение со своей системой ди­афрагм жесткости.

В соответствии с требованиями СНиПа расстояния между температур­ными швами определяются расчетом. Однако накопленный опыт позволяет рекомендовать проектирование отапли­ваемых зданий с унифицированным сборным железобетонным каркасом длиной до 150 ... 200 м без температур­ных швов (устройство которых значи­тельно усложняет конструкцию, ухуд­шает эксплуатационные качества зда­ния). Температурные швы следует вы­полнять между спаренными рядами колонн (см. §II.3).