Архитектурные конструкции(Страница: 115)

Страница: 
115

Архитектура читать ХV.2. Каркасный остов 115

Таким образом, эволюция конст­руктивной системы наружных ограж­дений — несущие и самонесущие тя­желые каменные стены, затем превра­щение их в навесные ограждения—сно- ва привела к возвращению им функции несущей конструкции, но уже в новом качестве.

image173.jpeg

Рис. XV.12. Ядрооболочковая конструктивная схема высотного здания: а — общая схема; 1 — внутреннее ядро жесткости; 2 — наружная оболочка, состоящая из часто расположенных колонн и ригелей — развитых надоконныхперемычек; 3 — свободные от несущих несущих конструкций рабочие площади; 4 — перекрытия; б — наружная оболочка в виде безраскосной фермы; в — наружная оболочка в виде диагональной (стальной) раскосной конструкции; г — наружная оболочка в виде диагональной (железобетонной) раскосной конструкции

Развитие конструктивных систем каркасных зданий в Советском Союзе и особенности их работы. Значитель­ную роль в развитии строительной тех­ники в многоэтажном строительстве сыграло возведение первых высотных зданий в Москве в 1950—1953 гг.

В первых московских высотных здани­ях нашли применение каркасы всех трех схем; рамной, рамно-связевой и связевой. Можно проследить четкую направленность в развитии конструк­тивных схем каркасов первых москов­ских высотных зданий: от рамной к связевым. Достоинства каркасов рам­ной схемы — относительно свободная планировка — достигаются в ущерб требованиям экономии стали, обеспе­чению высокой жесткости каркаса и уменьшению трудоемкости выполне­ния. Более рациональны для большин­ства объемно-планировочных решений зданий каркасы связевой схемы, при­менение которых обеспечивает необ­ходимую жесткость каркаса при одно­временном снижении расхода стали.

Качественно новой конструктивной формой каркаса связевой схемы стал каркас с пространственной системой связей (рис. ХV. 13). Рациональность применения таких систем возрастает с увеличением этажности здания.

Второй по степени важности проб­лемой по изысканию рационального решения каркаса является выбор ма­териала. В первых московских высот­ных зданиях нашли применение два разных по материалу типа каркаса: стальной и железобетонный с жесткой арматурой. Сопоставление железобе­тонных и стальных каркасов показы­вает, что преимуществами с точки зре­ния экономии стали и жесткости обла­дают железобетонные.

Конструктивные решения в много­этажном каркасном строительстве 70-х годов. Поиски наиболее рациональных конструктивных схем многоэтажных зданий, отвечающих современному уровню индустриализации и развития строительной техники, привели к появ­лению принципиально новых в миро­вой практике строительства конструк­тивных решений. Главной особенно­стью многоэтажного строительства стало широкое использование сборного железобетона, впервые применяемого для такого рода сооружений.

Применение сборного железобето­на потребовало прежде всего унифи­кации основных параметров зданий, с тем чтобы получить наименьшую но­менклатуру изделий.